Вечерняя (сменная) школа предоставляет гражданам Республики Казахстан, а также иностранным гражданам (в рамках действующего законодательства Республики Казахстан), работающим и неработающим, возможность получения основного среднего и общего среднего образования (Закон РК «Об образовании», ст.3,п.1, пп.1,3, ст. 47, п.1; Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 сентября 2013 года № 375 «Об утверждении Типовых правил деятельности по видам общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего образования» гл. 4, п.41).
Обучение в вечерней школе и вечерних отделениях при дневных общеобразовательных школах осуществляется по:
- очной; - заочной;- очно-заочной; - заочной индивидуальной формам обучения согласно ст.27 Закона РК «Об образовании».
В соответствии с обновлением содержания образования разработаны и утверждены Типовые учебные планы для вечерних школ (приказ №441 от 4 сентября 2018 г. приложения 51-56).
Оценивание учебных достижении обучающихся в классах, перешедших на обучение по программам обновленного содержания осуществляется по критериальной системе оценивания.
Существует категория граждан, оставшихся по разным причинам вне образовательного процесса. С целью привлечения таких лиц к обучению, повышения общего образовательного уровня граждан нашего государства в стране функционируют вечерние школы, основным контингентом которых являются работающие взрослые люди и подростки, от 14 лет, попавшие в сложную ситуацию, в связи, с чем не получившие образование в дневных общеобразовательных школах.
Образовательный процесс в вечерних школах осуществляется в соответствии с уровнями образования:
1) основное среднее образование (срок освоения –3 года: 7, 8, 9 классы);
2) среднее общее образование (срок освоения – 2 года: 10, 11 (12) классы).
3) Индивидуальная форма обучения (срок освоения – ускоренный, в учебный год по 2 класса)
Перевод из класса в класс обучающихся по Типовым учебным планам обновленного содержания образования осуществляется по результатам СОР и СОЧ; в выпускных 9-х и 11-х классах проводится итоговая аттестация, согласно Типовым правилам.
Все формы обучения могут осуществляться в пределах одного учебного заведения.
Индивидуальная форма обучения осуществляется согласно Приказу Министра образования и науки РК от 17 сентября 2013 года № 375 (Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 18 октября 2013 года под № 8827, пп. 45, 50); по Типовым учебным планам (обновленного содержания) начального, основного среднего и общего среднего образования в группах с индивидуальной очной и заочной формами обучения.
Занятия проводятся 4 дня в неделю согласно расписанию. Индивидуальные группы заочного обучения открываются с наполняемостью (от 1 до 8 человек, согласно Приказу Министра образования и науки РК от 17 сентября 2013 года № 375 (Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 18 октября 2013 года под № 8827).
В группы с индивидуальной формой обучения, зачисляются обучающиеся с 14 лет, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Внедрение и использование индивидуальной формы обучения в образовательном процессе осуществляется согласно Приказу МОН РК № 441 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра МОН РК от 08.11.2012 года №500 «Об утверждении Типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» пп. 55-56 от 04.09.2018 г.; Правилам организации учебного процесса утвержденным приказом Министра образования и науки РК от 20 марта 2015 года №137, и в рамках локальных нормативных актов – внутри организации образования, а также региональными нормативными актами.
Администрация школы в начале учебного года составляет единый учебный план на учебный год. Согласно учебному плану школой составляется расписание уроков и проводятся дистанционные онлайн-уроки с в каникулярный период.
Все необходимые материалы размещаются на сайте организации образования. В ходе организации дистанционного обучения сетевое взаимодействие организаций образования должно представлять собой совместную деятельность вечерних школ, обеспечивающую возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня согласно ГОСО.
Нормативные правовые документы для использования:
1) Типовой учебный план среднего образования для вечерних школ (в рамках обновления содержания среднего образования): очная форма с русским языком обучения, 7-11-е классы;
2) Типовой учебный план среднего образования для вечерних школ (в рамках обновления содержания среднего образования): заочная форма обучения с указанием зачетов, 9-11-е классы (с русским языком обучения);
3) Типовой учебный план среднего образования для вечерних школ (в рамках обновления содержания среднего образования): индивидуальная заочная форма обучения, 1-11-е классы (с русским языком обучения);
4) Типовые учебные программы уровня основного среднего образования обновленного содержания для вечерних школ: очная форма обучения, 7-9-е классы;
5) Типовые учебные программы уровня общего среднего образования обновленного содержания для вечерних школ: очная форма обучения, 10-11-е классы;
6) Типовые учебные программы среднего образования обновленного содержания для вечерних школ: заочная форма обучения, 9-11-е классы.
Для остальных видов обучения рекомендуется использовать календарно-тематическое планирование на основе соответствующих Типовых учебных планов. Их составление остается за учителем-предметником.
Организация учебного процесса в вечерней школе учитывает специфику контингента обучающихся. Многие школьники вследствие перерыва в учебе утрачивают опорные знания и навыки, которые необходимы для понимания и закрепления нового учебного материала, а кто-то не сумел их приобрести в ходе обучения в дневной школе. Важная задача педагогического коллектива вечерней школы – выявление и ликвидация таких пробелов, восстановление знаний и создание прочной базы для усвоения учебного материала и подготовки к государственной (итоговой) аттестации, проходящей в условиях независимого оценивания. Но одна из первых задач – создание для обучающегося таких условий, которые помогут избавиться от страха перед учебой, а также будут способствовать всестороннему развитию личности.
Особенности учебного процесса в классах с очной формой обучения.
Вечерняя школа отличается сложным контингентом учащихся: он неоднороден по возрасту, уровню обученности и обучаемости, социальному и семейному положению, степени и характеру занятости вне школы, характеристикам восприятия, памяти, внимания, мотивации и другим признакам.
В основе занятий по очной форме так же, как и в дневной средней общеобразовательной школе, лежит классно-урочная система.
В вечерней школе с очной формой обучения в системе классных занятий применяется как фронтальная работа со всем составом учащихся, также и групповая и индивидуальная формы работ. Основным источником знаний выступает как учитель, так и интернет, учебники и учебные пособия.
Заочная форма отличается от очного обучения в вечерней школе тем, что она в большей степени строится на самообразовательной работе учащихся.
Процесс заочного обучения предполагает активное педагогическое руководство со стороны учителя, которое должно обеспечивать тесную взаимосвязь самостоятельной учебной работы заочников с системой групповых и индивидуальных консультаций, а также, зачетов.
В вечерней школе исключительную роль играют разные формы итогового среза знаний, который может проводиться в конце изучения отдельных тем, разделов. Это – контрольные работы, зачеты, экзамены.
Зачеты крайне важны для учащихся, которые по уважительным причинам пропускают уроки, а также для учащихся, нуждающихся в дополнительных занятиях.
Сдача зачета позволяет более объективно и всесторонне проверить и оценить знания и умения учащихся, чем текущий учет, который выявляет знания лишь по отдельным вопросам изучаемой темы.
Зачеты могут сдаваться в устной форме, форме тестирования, форме проектных, исследовательских, контрольных, лабораторных, практических работ.
В классах с заочной формой обучения зачеты сдаются по пройденному материалу по следующим предметам: «Казахский язык», «Русский язык», «Казахский язык и литература», «Русский язык и литература», «Математика», «История», «Основы права», «География», «Биология», «Физика», «Химия».
Специфика вечерней (сменной) школы требует и определенного режима работы школы. В вечерней школе уроки проводятся в течение трех дней, консультации, зачеты, предметы вариативной части выносятся в отдельное расписание и в строго отведенные для этой цели отдельные дни.
В вечерней школе не предусмотрено изучение таких предметов, как «Художественный труд», «Физическая культура», «Начальная военная и технологическая подготовка».
Наполняемость класса с очной формой обучения составляет 20 человек, с заочной формой – не менее 9 человек, в заочных группах с индивидуальной формой обучения наполняемость класса составляет от 1 до 8 человек (приказ МОН РК № 375 от 17 сентября 2013 года «Об утверждении Типовых правил деятельности по видам общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего образования», гл. 4, пп. 49,55).
Освоение программы за курс основного среднего и общего среднего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Выпускникам вечерних школ после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца о соответствующем образовании.
Продолжительность учебного года в вечерней школе по очной форме обучения составляет 34 недели, по заочной форме обучения – 36 недель.
Аттестация учащихся, обучающихся по очной форме обучения, производится по четвертям, обучающихся по заочной форме обучения – по полугодиям.
Вечерняя школа самостоятельна в определении годового календарного учебного графика, в выборе системы оценок, порядка и периодичности аттестации обучающихся (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 сентября 2013 года № 375, гл 4, п.65).